Версия для печати :: Написать вебмастеру

ТРАГЕДИЯ ГРУЗИН-ИНГИЛОЙЦЕВ (Содержание)

II. ЭЛИСЕНСКОЕ МОУРАВСТВО, КОТОРОЕ В 1716-1913 ГГ. СТАЛО "ЧАРСКИМ ДЖАМААТСТВОМ". ОДАГЕСТАНИВАНИЕ, А ЗАТЕМ ОТАТАРИВАНИЕ (В XX В.) ЗДЕШНИХ ГРУЗИН

1. Когда оторвался от Грузии нынешний Закатальский район, т.е. историческое Элисенское моуравство?

В первой четверти XVIII века, после 1716 года.

2. Когда началось религиозное и языковое одагестанивание грузинского населения горных деревень Чарско-Белаканского края, т.е. нынешних Закатальского и Белаканского районов?

На рубеже XVII-XVIII веков, в 1675-1725 годы.

3. Когда и почему началась исламизация грузинских деревень Элисенско-Алиабадского края, т.е. приалазанской зоны?

После поражения Мераба, Элисенского Моурава в сражении против олезгинившихся и омусульманившихся грузин у с. Тала в 1716 г.

4. Почему не было восстановлено христианство среди Чарско-Белаканских грузин?

Грузины Элисенского, т.е. Алиабадского края не были крепостными феодального рода Элисойских султанов. Поэтому, даже в случае возвращения в христианскую веру, в отличие от грузин Кахского района, на них не были бы распрастранены экономические льготы. Однако, надо полагать, что, в соответствии с духом и потребностями времени, в грузинских приалазанских селах процесс восстановления христианства все же шел в широком масштабе. Кроме села Алиабад среди населения грузинских ингилойских сел 90% официально, а остальные - неофициально считали себя православными христианами. В самом Алиабаде к 1861 году только 40% населения было возвращенным в христианскую веру. Восстановлению христианства в 1860-63 годы препятствовал ряд объективных и субъективных причин. Среди субъективных причин назовем ничем не оправданное ошибочное отношение к этому процессу начальника Верхне-Дагестанского и Закатальского округа генерала Симона Шаликашвили. В 1860 году к генералу Шаликашвили обратились сначала 48 семей, возвратившихся в христианство, из Алиабада, 26 таких семей из Мосула, 15 из Энгиани, 12 из Кондаха, 5 из Палдарло, 16 из Вархвиани, 6 из Зегами, а затем также Благочинный ингилойских приходов, священник-миссионер Иродион Элиосидзе. Они просили помочь более чем стам бывшим христианским семьям, решившим вернуться в свою религию, поселиться рядом с Дзвели-базарским храмом и основать там деревню. (Как известно, второй престольный город Кахетии Дзегами, впоследствии переименованный в "Дзвели-базари", в 1616 г. был сравнен с землей шахом Аббасом. Нетронутым было оставлено единственное строение - храм, ныне называемый багталинским, который был взорван по инициативе Закатальского райкома в 1971 году с целью искоренить памятник грузинской материальной культуры в этом крае). Они просили также пахотные земли, которые всегда обрабатывались алиабадцами, платившими (насильнственную) дань дагестанцам, поселившимся в Тала. Они просили предоставить им земли в постоянное пользование, а тальцам взамен дать земли где-нибудь в другом месте, так же как власти это сделали за 2-3 года до того в Каки. Тогда возвратившимся в христианство какцам оставили в постоянное владение земли, которые те обрабатывали в бытность крепостными султана, а родственникам султана, не уличенным вместе с ним в государственной измене, дали земли из государственного фонда в другом месте. Симон Шаликашвили отложил это исторически важное дело восстановления грузинской национальности и поселения Дзвели-базари на будущее. Он ответил просителям: Имамат Шамиля пал. Война в Восточном Кавказе закончена. Скоро падет Ислам, все встанут на путь христианства. Мы скоро станем свидетелями восстановления христианских сел и множества добрых дел. Но сейчас воздержитесь от этого шага 4)

5. В первой половине XX века в Закатальском и Белаканском районах отатаренные в языковом отношении грузинские ингилойские села следующие:

Тала, Мухахи, Кимури, Кандахи, Капанакчи (бывш. Легвиани), Гогами, Базари, Чардахи, Верхвиани, Палдари.

6. Во второй половине XX века отатаренное в языковом отношении грузинское село следующее: Энгиани.

7. Грузинские села, отатарившиеся в языковом отношении, по количеству дымов (данные 2000 г.):

Муганло 560 дымов, 80% мугалы, 20% грузины
Верхвиани 1300 дымов, 80% грузины, 20% армяне
Кандахи 300 дымов, 80% грузины, 20% мугалы
Тала 900 дымов, 60% грузины, 40% лезгины
Кимури 260 дымов, 70% грузины, 30% мугалы
Энгиани 300 дымов, 99% грузины
Капанакчи (Легвиани) 200 дымов, 70% грузины, 30% мугалы
Чардахи 240 дымов, 50% грузины, 50% лезгины
Мухахи 400 дымов, 60% грузины, 40% лезгины
Базари 300 дымов, 80% грузины, 20% мугалы
Гогами 300 дымов, 60% грузины, 40% лезгины 5)

8. Говорящие на грузинском языке мусульманские грузинские села, где поныне функционируют грузинские школы:

Село Алиабад (б. Элисени) Закатальского района. Здесь более 2500 дымов. 99% населения грузины-ингилойцы. В 1960 г. здесь было 8 семей, говорящих по татарски дома. Через 40 лет число таких изменнических семей достигло 100. Но в 1990-93 гг. около дта алиабадских ингилойцев встало на путь Христианства. Вдвое больше тайно исповедуют Веру Христову (как Православного, так и баптистского толка), так как с 1994 года азербайджанские власти и органы госбезопасности развернули кампанию преследования и террора против христианизирующихся грузин-ингилойцев. В апреле 1996 г. на народном собрании в Алиабаде 6) Шейх-уль-Ислам Пашазаде и Советник Президента Оруджев публично призвали присутствующих истребить охристианившихся алиабадцев. Видимо, они до того почему-то считали, что ингилойцы обычные кызылбаши-фанаты. Однако оказалось, что это не так! Это было 7 лет тому назад. Ныне положение изменилось. В результате специальных усилий силовых структур и клерикальных кругов Азербайджана судьба алиабадских ингилойцев находится в руках аморальных во всех отношениях мужчин и женщин, идущих против своего народа, при поддержке выращенных органами госбезопасности и клерикальными кругами ингилойских групп, какими являются, например, вахабиты 7), шафииты, ханифиты 8). Интенсивно работают в антигрузинском направлении шейхи, имамы, ходжи и муллы, финансируемые из богатых средств и "интернациональных" мусульманских фондов, из ресурсов пантуркистского и панисламистского муллы Фетуллаха (Турция). На их деньги в Алиабаде каждый день бесплатно кормят ингилойских детей. В ингилойских селах без волеизъявления населения строят мечеть и медресе, не иссякает поток мулл и пропагандистов, призывающих к забвению родного языка и обычаев. Иными словами, проводится политика "отатарить, а затем вышвырнуть на свалку", как это было сделано с населением сел Энгиани, Верхвиани, Дзегами, Тасмало и других. Эти взращенные властями антигрузинские группы готовы каждую секунду растерзать друг друга. Большинство здоровых мужчин ингилойских общин нужда вынудила уехать на заработки в Сибирь9', а оставшиеся, послабее, становятся легкой добычей сеящих измену и раздор пропагандистов. Интересы многострадальных людей для этих пропагандистов - ничто 10). Эти преступники ждут случая по наущению властей "свести счеты" с честными ингилойцами (прежде всего - с охристианившимися) 11), которые, в меру своих сил, стоят на страже национальных, религиозных, культурных и экономических интересов своего народа.

Правда, экономические невзгоды довели людей до острого недовольства, а несправедливость - до отчаяния, которое налицо во всех регионах. Однако то, что происходит в Саингило, особенно - в Алиабаде под знаменем международного Ислама, превосходит все, поскольку здесь участвует сознательная цель унижения и, следовательно, легкой ассимиляции населения. Им бы следовало стыдиться перед соседней Грузией, где отношение к тюркоязычному населению совсем иное. Однако грузинским правителям до ингилойцев дела нет, они "уже сто лет не слыхали о них", поэтому азербайджанские власти могут дейстовать без зазрения совести.

Последние 400 лет с. Алиабад считалось самым большим грузинским селом края. Даже после поражения 1716 года у с. Тала, через 100 лет с омусульманения Элисенского края (села Алиабад, Мосул, Энгиани, Верхвиани и другие) в Алиабаде не было построено мечети. После падения имамата Шамиля и уменьшения масштабов абрекства, в результате уступчивости наших предков в Алиабаде обосновалось несколько семей из изгнанного с Самухской степи кочевого татарского племени Джаваншир и несколько лезгин-бурхадали, которым дали в жены грузинок 12). В результате этой ошибки через 8-10 лет в

Алиабаде несколько раз собираются деньги на постройку мечети. Там, где ныне мечеть, ранее стоял христианский храм Троицы со школой. В 1868-69 годы храм и школу разрушили и на их месте выстроили мечеть, которая стала функционировать с 1876 года. Если верить азербайджанским историкам, эта мечеть построена в начале XVII века (т. е. после разорения кызылбашем шахом Аббасом цветущего и многолюдного Кахетинского царства на южных склонах Кавказа от р. Агри до р. Арагви), а катехская мечеть построена в... XII веке! Видимо, наши великие цари-христиане в Х-ХП веках в своей стране в ее этой части, в Эрети строили мечети а не церкви! 13)

С. Мосул - 800 дымов. Среди ингилойских селений грузинское население Мосула стоит на втором после Кахи месте по количеству людей с высшим образованием, однако по активности в национальном движении - на одном из последних. 6 лет тому назад органы Госбезопасности учинили здесь погром грузинской школы, сорвали и порвали портреты Руставели, Чавчавадзе, Важа Пшавела и грузинские исторические карты (уже в который раз!), изгнали с работы некоторых педагогов, тех, кто, будучи тамадой, произвносили тосты по грузински, вызвали в "органы" и велели произносить их только по татарски. Вызванные на все отвечали "Да, сударь!" Никто не протестовал. Ныне идет соревнование, кто лучше произнесет тост по татарски!

Люди в Мосуле терпеливы и выносливы. Три года тому назад в дом педагога ворвалось 8-10 полицейских-татар ("Почему-мол твой сын не в Армии), избили супругов и детей ногами, прикладами, до полусмерти, но никто не пикнул, все остались пассивными зрителями.

В селе Ититала Белаканского района 700 дымов. Его основали в 1860-63 годы алиабадские грузины-ингилойцы. 7-8 лет тому назад и здесь появились грузинские христианские семьи.

В 1827 г. алиабадцы основали (в нынешнем Кахском районе) с. Марсани.

В 1869-70 годы алиабадские мухаджиры (выселенцы) в аланском вилайете в районе Османие (Турция) основали село Самцкаро (Учкуйу). Это село подчас называют и Дагестаном. Здесь 250 дымов ингилойцев 14).

В 1808-09 годы алиабдцы участвовали вместе с какцами в основании сел Алибегло (историческое Катмисхеви), Корагани, а ранее - также Сосикаант-кари.


4. В 1863 г. чарско-белаканские дагестанцы и одагестанившиеся грузины (называемые "местные мусульманаме" т.е. йерли мусульман") восстали под предводительством штабс-капитана Гаджи-Муртаза и обложили Закатальскую крепость. По шедшему на помощь осажденным из Лагодехи на Закаталу с сотней генералу Шаликашвили засевшие у Цооркаца (т.е. перевала, где ответвляется дорога на Ити-Талу) до тысячи лезгин открыли огонь. Шаликашвили, находившийся в авангарде и предпринявший атаку, был убит в этом бою. В тот же день он был похоронен на пригорке по правую стороны дороги на Закаталу. 8-9 июня мятеж был подавлен. Военно-полевым судом, который состоялся в скором времени, было наказано до 1000 человек. Некоторых повесили, некоторых расстреляли, некоторых пожизненно сослали на каторгу, некоторых - на 5-10 лет в Сибирь, некоторых послали на Кавказскую войну.

Тут же нельзя не остановиться на факте фальсификации истории грузинского и дагестанского населения Закатальского округа. Дагестанские (лезгинские) мятежи 1830 и 1863 годов в "Истории Азербайджана" упоминаются как "восстание азербайджанских трудящихся". В действительности никакой политической единицы с названием "Азербайджан" тогда не существовало.

5. Ряды отатарившихся в языковом отношении мусульманских семей были, в свою очередь, пополнены ингилойскими молодыми людьми, которые имели Тбилисские дипломы, но не образование, и которые не женились а, скорее, вышли замуж за татарок или за лезгинок, тем самым сделав языком своей семьи татарский. Таким образом они попрали грузинский и кавказский семейный обычай, превратив патриархат в матриархат. Дарованый им богом родной грузинский язык эти лишенные всякого национального сознания малочисленные лица легко заплевали и предали забвению.

6. На этом "народном собрании" все получившие в Грузии образование ингилойцы были объявлены "изменниками Азербайджана" и "подосланными шпионами". Шпионами были объявлены и все живущие в Тбилиси алиабадцы и ингилойцы из другых сел. Шпионами Грузии, Армении и Ватикана объявили проживающего в Тбилиси монаха отца Свимона (Абрамишвили). Эти "объявления" не встретили никакого протеста со стороны собрания. Не было, конечно, и одобрения, но на всех лицах лежало выражение многовекового страха. Как в 1918 г., так и в 1996 г. собрание проходило на непонятном языке.

7. Вахабизм - религиозное и политическое течение в Исламе. Оно распространилось на Арабском полуострове в последней четверти XVIII-гo века. Его основатель Мухаммад ибн-Абу-Вахаби (1703-1783). Главная догма -вера в единого Бога, т.е. "мувахид", единобожие. Культы святых не признаются. Поэтому вахабиты сначала пошли походом на молельни шиитов в Неджефи и Кербале, разграбили и осквернили их, затем, несколько лет спустя, они напали на Мекку и Медину и также опустошили их, а гробницы и склепы, в том числе и Мохаммеда, осквернили, а затем ушли.

В 1811-1812 гг. вахабитское государство подверглось нападению египтян, а затем оно распалось. В ХХ-м в его восстановил Ибн-Сауд (1880-1953), после чего (1932) оно именуется Саудовской Аравией. Официальная религия здесь вахабизм. Он распространился также в Индии, Афганистане и Индонезии. В конце ХХ-го века идеи вахабизма проникли и на Кавказ: в Чечню, Дагестан, отчасти и в Саингило. Вахабиты уделяют большое внимание священной войне - газавату - против неверных (христиан, иудеев и прочих немусульман).

8. Из четырех течений (масхабов) Ислама сунитского только два -шафийское и ханифитское - распространены и на Кавказе.

9. Заработки ингилойца, добытые тяжелым трудом в Сибири и Заполярии, урезаются на таможнях в аэропортах Баку и Тбилиси. Их ограбление на этом не кончается. Его продолжает районная и сельская полиция, прибегая даже к провокациям.

10. Мы пока не публикуем их фамилии. Если они будут продолжать свои злодеяния, то они - от Ититалы до Кахистави - будут названы и соответствующим образом охарактеризованы, дабы Истории были известны имена предателей и негодяев.

11. Начиная с сентября 1993 г. преследование алиабадских христиан усилилось настолько, что к ним стал применяться и террор. Начались письменные угрозы, затем - посылка "посредников" с требованием отказаться от Христианства и признания себя грузинами. В противном случае, мол, их ожидает ограбление имущества, поджог домов, изгнание за реку Алазани. Эти распоряжения фанатиков - правителей ингилойцы-нефанатики не выполнили, после чего их окна и двери обстреляли из "Калашниковых". Расследование не проводилось.

12. Полковник Петтандер, штабс-капитаны Циммерман и фон-Плотто в 1870-73 гг, когда "Закатальская сословно-поземельная комиссия" изучала аграрную, социальную, экономическую, религиозную, языковую ситуацию в Саингило, пришли к выводу, что "лезгины и мугалы категорически против того, чтобы в их общине, в их деревне селились говорящие на ином языке лица, но, в отличие от них, дверь в село грузин алиабадского края всегда открыта. Поэтому селиться там может всякий желающий".

Видимо, грузин, какую бы религию он ни принял, не исцеляется от этого недуга, именуемого излишним человеколюбием и нередко служащего средством расщепления единства села, общины или нации. Мы сегодня пожинаем плоды того, что 130-140 лет тому назад наши предки пустили в свои деревни чужих.

13. Во второй половине XIX века, т.е. после падения имамата Шамиля, одна часть грузинских мусульманских прозелитов из Алиабада заразилась недугом махаджирства, т.е. с целью сохранения религии покинула Родину и переселилась в Турцию. Из села Алиабад в 800 дымов и соседних сел эмигрировало до 40 семей. Оставление Родины они мотивировали так: "Придут желтые гявуры и вера ускользнет из рук" - Светловолосый неверный мол заставит нас отказаться от истинной религии.

14. Быстрая дагестанизация этих грузинских сел и столь же быстрая языковая их тюрказация в XX в. были обусловлены наличием 15-20%. цахурцев в населении с. Елисо (Илису) и поселением в среде верхвианских грузин после погрома лезгинами басинджагских армян в 1808 г. (до 20 армянских семей).


ТРАГЕДИЯ ГРУЗИН-ИНГИЛОЙЦЕВ (Содержание)
Hosted by uCoz